6 декабря 2018 г.
«Условия образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
05.12.2018 года в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» прошёл педагогический совет на тему «Условия образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья».
В повестке стояло 2 основных вопроса:
1. Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проект «Живи, Кайский бор!».
По первому вопросу слушали опыт работы педагогов по развитию творческих, интеллектуальных способностей детей с ОВЗ, их социализации и адаптации.
В настоящее время в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» педагоги дополнительного образования Беркина Н.А., Митюшенкова Т.А., Кутимский А.М. реализовывают 4 адаптированных дополнительных общеразвивающих программы. Отдельные дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются хореографии (педагог Тугаева Д.С.), изобразительному творчеству (педагоги: Кольган Т.В., Пашковская Н.Н., Ганджалян А.В., Хомколова Н.П.), вокальному пению (Черникова Л.Г.), игре на гитаре (Никитин А.С.).
Антон Михайлович Кутимский продемонстрировал результаты своей педагогической деятельности по направлению: дополнительное образование для детей с ОВЗ "Театр волшебное слово". Ребята показывали этюды на память физических действий, оживляли предметы.
Наталья Анатольевна Беркина рассказала об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Далее она через слайды презентации представила работы детей и рассказала о методах и приёмах обучения, которые применяют в своей практике.
Татьяна Анатольевна Митюшенкова рассказала об образовательных возможностях детей с аутизмом и представила свой опыт работы с такими детьми.
Дарья Сергеевна Тугаева пояснила особенности организации образовательной деятельности на занятиях по хореографии для ребёнка с синдромом Дауна. Дарья Сергеевна отметила, что девочку восприняли в коллективе, другие дети оказывают ей помощь во время занятия, т.е. можно говорить об успешной социализации девочки. Индивидуальный подход к её обучению позволяет Дарье Сергеевне достичь успехов в обучении танцевальному искусству.
Александр Сергеевич Никитин и Лариса Георгиевна Черникова продемонстрировали перед коллегами свои методы и способы работы по развитию творческих способностей у детей с ослабленным зрением: Никитин А.С. – при игре на гитаре, Черникова Л.Г – вокальных навыков.
Татьяна Владимировна Кольган представила свой опыт работы по развитию творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью. Об опыте работы Пашковской Надежды Николаевны по социализации и психологической адаптация детей с ОВЗ через занятия изобразительным искусством рассказала Ефимова Клавдия Викторовна, методист.
Фёдорова Любовь Владимировна, методист, Чехова Мария Андреевна, педагог дополнительного образования, дали мастер-класс по обучению детей с ОВЗ созданию мини-сада.
В своих выступлениях педагоги донесли до аудитории мысль о том, что при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Большой плюс в деятельности нашего учреждения в том, что таких детей не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Для повышения эффективности образовательной деятельности для детей с ОВЗ в Учреждении необходимо улучшить материально-техническую базу, создать в Учреждении психолого-медико-педагогический консилиум, организовать межведомственное взаимодействие специалистов ПМПк.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Притча «Трещина в кувшине». У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей: – Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать. Но мудрая старая женщина только улыбнулась: – А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе.
У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны! Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу. Мы работаем в первую очередь в интересах детей. Все дети имеют надежду и возможности. Все дети имеют право на охрану здоровья, безопасность и развитие. Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни.
По второму вопросу выступила Галина Евграфовна Мирошниченко представила проект «Живи, Кайский бор!». Заслушав и обсудив данный проект, педагогический совет рекомендовал его к реализации и провести работу по присвоению ему статуса инновационного.